Фотогалерея / Фоторепортаж

Авиабаза Кача морской авиации Черноморского флота РФ

Информационное агентство «Оружие России» представляет вниманию своих читателей серию репортажей о морской авиации Черноморского флота РФ, дислоцированной в Крыму, и открывает ее фоторепортажем с авиабазы Кача, где дислоцированы противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, поисково-спасательные Ка-27ПС, транспортно-боевые Ми-8, а также противолодочные самолеты Бе-12 и военно-транспортные Ан-26. 

История Качинского аэродрома насчитывает уже более 100 лет, именно здесь с 1912 года находилась Севастопольская офицерская школа авиации, одна из двух первых в Российской Империи летных школ, созданная 21 ноября 1910 года Великим князем Александром Михайловичем на добровольные пожертвования граждан. Руководил подготовкой будущих пилотов Михаил Ефимов – первый российский летчик, совершивший в 1910 году первый в России публичный полёт на самолёте «Фарман-4» французского производства. 

Уже в следующем, 1911 году, Николай II благословил на ратную службу первый выпуск из 24 лётчиков авиашколы. В 1912 году школа была перебазирована из Севастополя в собственный авиа-городок, построенный на реке Кача. Это название дало в дальнейшем имя её прославленному преемнику - Качинскому высшему военному авиационному ордена Ленина Краснознаменному училищу лётчиков им. А.Ф. Мясникова. 

До настоящего времени сохранились в гарнизоне постройки тех лет, например, «дом со львами», в котором, в те далекие годы проходили занятия с курсантами авиашколы. В первые годы существования школы в ней служил инструктором Константин Константинович Арцеулов – легендарный покоритель штопора. 

Юный Арцеулов, отчисленный по состоянию здоровья из Морского корпуса, заканчивает частную летную школу «Гамаюн» и призывается в действующие войска. Несмотря на нехватку лётных кадров, направляется он... в кавалерию, где и служит до 1915 года. Добившись всё-таки перевода в авиацию, уже в Каче получает диплом военного лётчика и уезжает на фронт. 

Через год возвращается в авиашколу в качестве обучающего офицера класса истребителей и вскоре становится начальником истребительного отделения. Ещё на фронте у Константина Константиновича родилась идея, как вывести из штопора попавший в него самолёт. В то время считалось, что это невозможно. Штопор был смертельно опасен, он унёс жизни сотен лётчиков Первой мировой. И вот, осенью 1916 года, впервые в мировой истории, штопор был покорён. Это произошло именно в Каче. 

«Ньюпор-XXI» под управлением Арцеулова послушно вошёл в штопор после сваливания на крыло и, выполнив полтора-два витка, по воле пилота перешёл в крутое пикирование, выйдя из которого, благополучно приземлился. Всё прошло именно так, как рассчитывал Арцеулов.

Вскоре его ученики стали применять штопор в ходе боевых действий. Попав под зенитный огонь, они намеренно вводили машину в штопор. Противник, полагая, что самолёт сбит, прекращал огонь. Пилоты, «проштопорив» до безопасной высоты, выводили самолет и покидали зону обстрела. Только за довоенное время высокого звания Героя Советского Союза были удостоены 29 выпускников Качи, а в 1939 году Яков Владимирович Смушкевич и Григорий Пантелеевич Кравченко, участники боев в небе над Халхин-Голом, стали первыми в истории страны дважды Героями Советского Союза. 

Именно в Каче учились летать сыновья высших государственных и партийных руководителей страны. Здесь получили путевку в небо Василий Сталин и Тимур Фрунзе, сыновья Анастаса Ивановича Микояна и Владимир Ярославский. Впоследствии Степан Микоян и Тимур Фрунзе стали Героями Советского Союза. Тимур Фрунзе, погибший в воздушном бою в 1942 году – посмертно. 

Степан Микоян после войны закончил ВВИА им. Жуковского и поступил на испытательную работу в НИИ ВВС. Был удостоен звания заслуженного лётчика-испытателя СССР, участвовал в испытаниях практически всех боевых самолётов до середины 1970-х годов, руководил испытаниями системы автоматической посадки «Бурана». 

После начала Великой Отечественной войны Качинское училище пришлось эвакуировать в поселок Красный Кут Саратовской области, где оно и проработало всю войну, готовя лётные кадры для фронта. На родной аэродром ему вернуться уже было не суждено никогда... А сегодня в Каче базируется морская авиация Черноморского флота РФ. Именно отсюда поднимаются в Севастопольское небо Бе-12 «Чайка» - только здесь машины этого типа ещё остались в строю.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
www.arms-expo.ru


Теги: Информационное агентство «Оружие России», представляет, серию репортажей, морская авиация Черноморского флота, дислокация Крым, форепортаж, авиабаза Кача, противолодочный вертолет Ка-27ПЛ, поисково-спасательный Ка-27ПС, транспортно-боевой Ми-8, противолод