Фотогалерея / Фоторепортаж

КнААЗ: место, где собирают лучшие в мире истребители

В память об отце, который 20 лет строил самые лучшие в мире истребители.

Не прошло и двух лет с моего последнего визита на авиационный завод, как я вновь оказался здесь. Только в этот раз экскурсия была длительнее и началась с экспоцентра КнААЗ, о котором я рассказывал чуть ранее.

Театр начинается с вешалки, а территория авиационного гиганта — с истребителя Су-33 (палубной версии Су-27).

Моё путешествие по заводу началось там, где закончилось путешествие двухгодичной давности — с цеха обработки алюминиевых изделий. Ну почти там — с примыкающего к нему цеха.

В прошлый раз я видел лишь пару подобных информационно-контрольных стоек. Теперь же такие есть почти в каждом цеху. Помню, когда школьником работал на заводе, то при входе в цех сначала надо было подойти к киоску сдачи пропусков, которые опускали в прорезь. Пропуск попадал к сотруднику бухгалтерии и тот уже отмечал время прихода на работу. Вечером там же все со стола забирали пропуска, чтобы выйти с завода. Теперь всё проще: приложил пропуск с NFC-чипом и автоматика отметила время прихода. Выходя с цеха, тоже надо приложить пропуск.

Кроме простого ведения табеля, информационная система показывает процент брака в работе сотрудника завода, зарплатные начисления, позволяет заказать необходимые справки из бухгалтерии или с отдела кадров.

Цех обработки алюминиевых изделий совершенно новый, еще несколько лет назад он был пустой и в нём велись строительные работы.

Теперь в нём производятся детали для истребителей.

Конечно можно долго наблюдать, как фреза по заданному алгоритму из кирпича металла делает …. да что угодно. Алюминиевые опилки потом очищаются от примесей и отправляются в переплавку.

Новее этого цеха будет лишь цех гальванической обработки. Туда мне не удалось попасть так как ведутся активные строительные работы. Может в следующий раз удастся оценить его.

Еще раз заострю внимание на чистоте: помню мальчишкой был в аналогичном цехе на этом же заводе — вокруг опилки, шум. Сейчас же ничего подобного я не увидел. Японская система 5S в действии. Всё на своих местах. Подобный порядок я видел на заводе Рено на западе страны, но там европейцы кнутом и пряником насаждали систему рационализации рабочего пространства. Здесь же по понятным причинам всё внедрялось своими силами.

А это уже цех, который обрабатывает большие заготовки и выдаёт крупные детали самолётов. Мотивирующие плакаты по периметру цеха нисколько не раздражают. Знаете, иногда встречаются пережитки прошлого на предприятиях, которые вызывают лишь вздох, а в цехах КнААЗ они вполне уместны.

Цеха, в которых производят фюзеляжные отсеки СуперДжета: клепают, соединяют, упрочняют. И всё это делается на самом современном оборудовании. Забрался внутрь какого-то каркаса, пользуясь обеденным временем и отсутствием сотрудников. Кстати, для цеховых работников есть специально оборудованные комнаты отдыха.

Когда я говорил про современейшее оборудование, то нисколько не лукавил. Вот так клепают фюзеляж гражданских самолётов. В отличие от боевой техники, к гражданской технике выдвигаются более жесткие требования. Нет, конечно боевая техника тоже должна быть надежной, но там у пилота есть катапульта на случай опасной ситуации.

А здесь уже собирают крылья самолётов. Ну и опять-таки хочу заострить внимание на чистоте и количестве света: именно так и должен выглядеть современный завод.

Но это всё было про гражданские самолёты Сухого, а где же гордость нашей страны и гроза НАТО? Начну издалека: вот к примеру цеха начальной сборки узлов истребителей серии “Су”. Если попробовать описать процесс сборки самолётов, то лучше представить реку, в которую впадают тысячи мелких речушек. Вот здесь на стеллажах в полном порядке хранятся мелкие детали. Вот здесь уже виден фюзеляж истребителя. А здесь “каркас” уже готов перейти в цех окончательной сборки.

Цех окончательной сборки. Несколько участков. При смене каждого такта выполнения необходимых монтажных работ, самолёт передвигается ближе к воротам цеха. Как вы догадались, на выходе должна быть уже полностью собранная машина, готовая к испытательному полёту. Первая машина, еще без двигателей и проводки. Машина, которую проверяет комиссия перед выпуском из цеха. Все заняты делом, никакого праздношатания. На этом этапе сборке требуется предельная внимательность и высокое мастерство.

По понятным причинам разрешено было снимать лишь центральную часть цеха. Так что можете представить себе его размеры.

Отдельно хотел бы выделить “шкафы гордости”, которые стоят почти в каждом цеху: в них выставлены награды за победы в различных конкурсах и соревнованиях. Портреты лучших сотрудников выставлены в заводоуправлении и на улицах завода. Кстати, об улицах на территории завода: они выглядят гораздо опрятнее, чем некоторые городские улицы.

В завершение я хотел бы напомнить, что в фотоотчет не вошло главное изделие КнААЗ — истребитель пятого поколения Су-57. И это понятно: его производство засекречено. Но намеки на него видны были повсюду: от папок с пометкой Т-50 на полках технологов, до встречающихся деталей, отличающихся по цвету от истребителей Су-35. Но уже в следующем году начнется поставка установочной партии истребителя пятого поколения для нужд Минобороны и тогда (возможно) комсомольчане смогут увидеть его производство.


МОСКВА, сайт  altyn73.livejournal.com, Влад Касаткин - фотограф-любитель
12


Оригинал.



Теги: ВКС РФ, прогресс-регресс, российский ОПК