Блоги / Техника и вооружение

5:03 / 20.11.16
Еще раз об амфибиях (заключительная глава четвертой части статьи)

В заключительной главе четвёртой части статьи предполагается рассмотреть амфибийные гусеничные машины инженерной и автомобильной техники, стоящей на вооружении советских и российских войск.

Близится 75-я годовщина разгрома немцев под Москвой. В этой связи необходимо отметить, что даже сильнейшие морозы, сковавщие в 1941 году реки, не послужили основанием для отмены потребности форсировать водные преграды вплавь в ходе наступления.

Контрнаступление началось 5-6 декабря 1941 года и проводилось войсками Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Результатом его явилось освобождение 11 тысяч населённых пунктов.[1]

Армии Рокоссовского довелось наступать в район Истры. Немцы взорвали дамбу, и стена ледяной воды сметала всё на своём пути. Сибирякам Белобородова пришлось форсировать переправляться под огнём противника этот поток из воды и глыб льда, используя подручные средства – плоты, ворота и двери заборов, соломенные тюфяки и редкие, в ту пору в войсках, резиновые лодки.

Этот факт истории ещё раз подчёркивает необходимость оснащения войск амфибиями.

Уже в советский период инженерные войска в ряде случаев решали задачи по наведении переправ в тяжелейших условиях. Так в декабре 1979 года пришлось наводить наплавной мост через реку Амударью. Понтонёрам пришлось наводить мост в условиях угрозы огневого воздействия противника, рассчитывая только на свои силы. А течение реки в это время года практически не позволяло наводить переправу. Якоря с понтонов и катера едва удерживали ленту моста, пришлось даже изобрести специальные анкерные якоря.[2]

Учитывая огромный опыт применения инженерных войск, конструкторы советских амфибий, предназначенных для инженерных частей, изначально закладывали возможность преодоления этими машинами всех рек Евразии в любое время года.




Первой такой гусеничной амфибией явился плавающий гусеничный транспортёр К-61, разработанный в 1948 году. Амфибию разработали в ОКБ инженерных войск под руководством А.Ф. Кравцова на базе существовавшего в ту пору артиллерийского тягача М-2.[3].

0-3.jpg

 Гусеничный плавающий транспортер К-61 / Фото: pomnivoinu.ru


Гусеничный плавающий транспортёр К-61 предназначался для десантной переправы артиллерийских орудий, колёсных артиллерийских тягачей и стрелковых подразделений. [4].

0-4.jpg

 Копровый блок установленный на транспортер К-61 (Железнодорожные войска) / Фото: ru.wikipedia.org


Машину приняли на вооружение 16.05.1950 года постановлением Совета Министров СССР № 1952-752. Транспортёр производился Крюковским вагоностроительным заводом (г. Кременчуг, Украина) с 1950 по 1958 годы, а с 1958 по 1965 годы выпуск машины осуществлялся заводом «Строймашина» в г. Ижевске.

0-5.jpg

Схема общей компоновки К-61 / Изображение: e-libra.ru


Машина имела стальной герметичный водоизмещающий корпус. В центре корпуса разместили тяжёлый двигатель, главный фрикцион (сцепление) и коробку передач. За ней, по направлению к носу корпуса, имелась раздаточная коробка (РК), от которой силовой поток передавался через главную передачу к бортовым передачам и к ведущим колёсам. От РК силовой поток передавался на лебёдку и на водоходный движитель, представленный двумя гребными винтами, расположенными в туннелях кормы корпуса. Задний борт корпуса – откидной с аппарелями. В носовой части корпуса применён волноотражающий щит.




Машина оснащена двухтактным форсированным дизельным двигателем ЯАЗ-204В мощностью в 130 л.с., установленным в средней части корпуса. В носовой части имеется лебёдка с тяговым усилием в 4,5 т, оснащённая тросом длиной 50 м.

0-6.jpg

Двигатель ЯАЗ-204М / Фото: pk-epr.ru


Как указано выше, на амфибии в качестве водоходного движителя применили два стальных трёхлопастных гребных винта правого вращения диаметром 600 мм, расположенных каждый в своём гидродинамическом туннеле. Конструкция таких движителей уже рассмотрена нами во второй части этой статьи. Сразу за винтами размещены перовые рули, связанные механическим приводом со штурвалом, размещённым в кабине управления. Диаметр циркуляции на воде при применении рулей составляет примерно 30 метров, а при работе винтов «враздрай» транспортёр разворачивается на месте без поступательного движения.

0-7.jpg

Винто-рулевая группа К-61 / Фото: kpopov.ru


Система водооткачки представлена двумя лопастными водооткачивающими насосами производительностью по 400 л/мин, имеющими привод от РК. Водозаборники насосов размещены: одного – в задней части корпуса, второго – в средней части. При остановке двигателя применяется ручная помпа. Запас плавучести с полной нагрузкой – 10%.

Тактико-технические характеристики

Классификация      плавающий          
Боевая масса, т
9,55
Годы выпуска
1950 - 1965
Длина корпуса, мм
9150
Ширина корпуса, мм
3150
Высота, мм
2150
Колея, мм
2600
Клиренс (без груза, с грузом), мм
360…400
Тип двигателя
ЯАЗ-204В
Мощность двигателя, л.с.
130 - 135
Скорость, км/ч: 
по шоссе - 36;
на плаву - 10
Предельно допустимая скорость течения реки, м/с  2,5


Вывод: плавающий транспортёр К-61 способен преодолевать все равнинные реки Евразии круглогодично, полугорные реки – только после спада половодья.

Дальнейшее развитие плавающие транспортёры получили в разработке плавающих гусеничных транспортёров советского периода – ПТС в 1961 году, ПТС-М в 1965 году, ПТС-2 – 1973 г и ПТС-3 – 1988 г. Закончился советский период разработкой ПТС-4, машина не была принята на вооружение в связи с распадом СССР.

Предлагается рассмотреть особенности каждого из этих транспортёров.

0-8.jpg

Плавающий транспортёр ПТС / Фото: zonwar.ru


Плавающий транспортёр ПТС разрабатывался на базе агрегатов и узлов артиллерийского тягача среднего АТС-59 и танка Т-54 на Крюковском вагоностроительном заводе под руководством главного конструктора Е.Е. Ленциуса в 1961году. Машина производилась Луганским тепловозостроительным заводом.[5]. Общая компоновка машины была аналогична компоновке К-61.

 


Применение на машине более мощного двигателя В-54П (350 л.с.) позволило существенно увеличить водоизмещение стального герметичного корпуса и повысить скорость движения по воде до 11 км/ч.

0-9.jpg

Двигатель В-54 в МТО транспортёра, вид сверху / Фото: dic.academic.ru


Запас плавучести амфибии с полной нагрузкой составил 30%. [6]. Транспортёр может применяться в морских десантных операциях. Для этих целей на нём установили гирополукомпас. Корпус оснастили герметичной не бронированной кабиной управления, но уже оборудованной ФВУ и отопителем. В качестве дополнительного морского оборудования применили удлинители выхлопа, защиту остекления, герметизированный тент и два мощных водооткачивающих насоса, имеющих производительность, соответственно, в 400 и 800 л/мин. Запас плавучести позволяет применять амфибию при волнении до 4-5 баллов. Лебёдка способна обеспечить самовытаскивание машины при преодолении крутых подъёмов берега. На машине в качестве дополнительного оборудования к фарам применили прожектор «Луна» с дальностью луча до 800 м. Машина оснащается прибором ночного видения ПНВ-57Т. На амфибии установили радиостанцию Р-113 или Р-123 (танковую).

Для одновременной переправы артиллерийской системы и артиллерийского тягача за ПТС можно было прицепить прицеп колёсный плавающий (ПКП) грузоподъёмностью в 5 тонн. На каждом борту прицепа прицеплялись дополнительные поплавки. Прицепами оснащались части из расчёта 1 прицеп на 2 транспортёра ПТС затем пришедшего ему на смену ПТС-2. При буксировке прицепа по воде скорость снижается примерно на 25%.

0-10.jpg

Прицеп колёсный плавающий / Фото: upload.wikimedia.org


Перемещение машины на воде осуществлялось за счёт водоходного движителя, который включался при неотключаемых гусеницах, что особенно помогало при движении машины по мелководью и при выходе на берег.

Водоходный движитель остался типа гребной винт, подобный как на К-61, но только большей производительности. Винт имел три лопасти, диаметр винта составлял 650 мм. Перовые рули для поворота на воде остались сразу за гребными винтами, привод их остался механическим от штурвала. Для откачки воды из корпуса смонтировали два центробежных насоса производительностью: малый – 400 л/мин, большой – 4000 л/мин. [7].

Эксплуатация машины показала, что управляемость на воде была недостаточной.[8]. Это объясняется тем, что при больших оборотах винтов повернуть рули механическим штурвалом (без усилителя) было почти невозможно из-за большого скоростного напора выбрасываемой винтом струи. А при сбросе оборотов, из-за большой массы, амфибия становилась неуправляемой. Оставалось управление винтами, пуская их враздрай, но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало огромных навыков. Диаметр циркуляции на воде составлял около 90 метров.

В 1965 году под руководством Е.Е. Ленциуса была разработана на базе ПТС амфибия ПТС-М.

0-11.JPG

Амфибия ПТС-М / Фото: ru.wikipedia.org


Амфибия отличалась от ПТС установкой в кабине ФВУ с дизельным подогревателем воздуха, применили трубчатый каркас с герметично закрывающимся тентом. Кузов под тентом обогревался подогревателем воздуха (топливо для обогревателя было дизельным).

0-12а.jpg

Плавающий транспортер ПТС-М ПАО «Лугансктепловоз» / Фото: io.ua


Подогреватели были очень важны, особенно при плавании по морю, так как способствовали таянию намораживаемого льда.





Грузовая платформа была увеличена с 18,5 кв.м до 20,54 кв.м. В кузове разместили комплект санитарного оборудования – 12 носилок. На машине применили новую радиостанцию.[9].

Производство машин было развёрнуто на предприятии «Лугансктепловоз».

Тактико-технические характеристики

Наименование     ПТС      ПТС-М       
Классификация плавающий  плавающий
Боевая масса, т
17,0
17,8
Грузоподъёмность на плаву, т
10
10
Год разработки  1961  1965
Длина корпуса, мм
11425
11425
Ширина корпуса, мм  3300 3300
Высота, мм
2650
2650
Колея, мм
2800
2800
Клиренс, мм
400
400
Тип двигателя
В-54П
В-54П
Мощность двигателя, л.с.
350
350
Скорость по шоссе, км/ч  4242
Скорость на плаву, км/ч
11,2*
10,6*
Допустимая скорость течения реки, м/с
3*
3*

Примечание: * - данные сайта zonwar.ru.


Вывод: по своим скоростным и мореходным качествам амфибии ПТС и ПТС-М имели способность переправляться через все, в том числе и через полугорные, реки Евразии круглогодично.

Следующей амфибией для инженерных войск явился разработанный на Луганском тепловозостроительном заводе в 1973 году на основе узлов танка Т-64 плавающий транспортёр средний ПТС-2. Разработка машины проводилась под руководством главных конструкторов С.П. Филонова и В.П. Колдобы.

Плавающий транспортёр средний ПТС-2 / Фото: otvet-learning.ru


Основным отличием машины явились бронированная кабина с ФВУ, наличие устройства самоокапывания и оснащение машины специальным оборудованием для эксплуатации в морских условиях.[10].
 




Общая схема компоновки осталась подобной предшествующим машинам.[11].

Оснащение машины более мощным дизельным двигателем В-46-5 мощностью в 710 л.с. позволило увеличить её водоизмещение и грузоподъёмность, которая по суше и на воде составила 12 т. Транспортёр имеет, уже традиционно, задний откидной борт с въездными аппарелями и лебёдку с тяговым усилием 98,1 кН и длиной троса 60 м.

В качестве водоходного движителя традиционно применили два гребных четырёхлопастных винта, смонтированных в туннелях кормовой части корпуса. Винты имеют диаметр по 700 мм.

Для удержания транспортёра на курсе и поворота с большим диаметром циркуляции на воде (до 90 м.) применили перовые рули с приводом от штурвала с рабочего места механика-водителя. Для поворота (разворота) амфибии на воде с малыми диаметрами циркуляции используется режим работы винтов «враздрай».

Система водооткачки представлена двумя центробежными насосами с суммарной производительностью в 1950 л/мин. Статистический запас плавучести с полной нагрузкой в 12 т. составляет до 46% от водоизмещения. Таким образом. машина обладает отличными мореходными свойствами. Амфибия гарантированно может преодолевать реки со скоростью течения до 2,5 м/с и развивать на спокойной воде скорости: с грузом – 11,7 км/ч, а без груза – 12,9 км/ч. То есть без груза преодолевает все типы рек в любое время года.

Опыт войсковой эксплуатации ПТС-2 подтвердил рациональность и эффективность этой амфибии. Машины применялись для спасательных работ во многих регионах страны при часто случающихся наводнениях и подтвердили свою незаменимость.





Но современные условия боевых действий требовали повысить защищённость, грузоподъёмность и вооружённость машины. Поэтому на Луганском заводе под руководством главного конструктора Л.И. Позднякова проводились конструкторские работы по созданию нового варианта машины – ПТС-3.



  ПТС-3 / Фото: foto-transporta.ru
 

Но Украина постепенно стала отходить от сотрудничества с Россией, обвиняя Россию во всех смертных грехах, в довершение всего на Украине в 2014 году началась гражданская война. ВСУ до сегодняшнего дня проводят «антитеррористическую» операцию. Поэтому о создании ПТС-3 пришлось забыть. На замену его в России создаётся ПТС-4.

Тактико-технические характеристики

Классификация        плавающий       
Боевая масса, т
24,2
Грузоподъёмность, т:
12 - на воде;
20 - на суше
Количество перевозимых человек:75 солдат;
12 раненых на носилках
Год разработки
1973
Длина корпуса, мм
11990
Ширина корпуса, мм  3300
Высота, мм  3170
Колея, мм  2760
Клиренс, мм
не менее 400
Вооружение  1 х 7,62 ПКБ (пулемёт Калашникова бронетранспортёрный)[12]
Тип двигателя  В-46-5
Мощность двигателя, л.с. 710
Скорость, км/ч:
по шоссе - 60;
на плаву (с грузом / без груза) - 11,7 / 12,9
Предельно допустимая скорость течения реки, м/с (машина полностью загружена)
2,5

Вывод: ПТС-2 способен преодолевать все реки Евразии круглогодично (без груза) и полугорные реки только после спада половодья (с полной загрузкой).

В период времени с 2009 по 2011 годы в России в омском «КБ транспортного машиностроения», входящего в состав «Научно-Производственной Корпорации Уралвагонзавод», которая, возможно, будет передана «Ростеху» [13], приступили к разработке и создали российский плавающий гусеничный транспортёр ПТС-4, предназначенный для замены устаревших амфибий ПТС-2 и ПТС-3. Машина предназначена для десантной переправы через водные преграды БМП (БТР), артиллерийских систем, автомобильной техники, личного состава и различных грузов.[14].



Российский плавающий гусеничный транспортёр ПТС-4 / Фото: foto-transporta.ru


Первый показ машины состоялся в 2011 году. В настоящее время транспортёр прошёл государственные испытания и готовится к серийному выпуску, который задерживается из-за экономических проблем.

В целом, на машине сохранена ставшая уже классической компоновка. В ходовой части применили торсионы и гусеничные ленты от танка Т-80. А двигатель, фрикционы и коробку передач – от танка Т-72. На амфибии установили многотопливный двигатель В-84, развивающего мощность в 840 л.с. Всё в совокупности позволило достичь максимальной скорости на плаву в 15 км/ч до этого не досягаемой для машин подобного класса.

0-4а.jpg

Многотопливный двигатель В-84 / Фото: popgun.ru


Защищённость кабины управления увеличена, применено усиленное, по сравнению с предыдущими машинами, противопульное бронирование. Кабина оборудована ФВУ. В кабине установлены средства связи и оборудование, позволяющее осуществлять вождение машины ночью и при плохой видимости.






Плавающий гусеничный транспортёр ПТС-4 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

ПТС-4 вооружён закрытой зенитной дистанционно управляемой пулемётной установкой калибра 12,7-мм с боезапасом в 400 патронов.

На машине возможно применение навесного оборудования для самоокапывания. Машина может применяться с плавающим колёсным прицепом. На платформу загружается артиллерийский тягач, а на прицеп – орудие. При движении с прицепом скорость на воде уменьшается на 30%.

0-5а.jpeg

ПТС-4 вооружён закрытой зенитной дистанционно управляемой пулемётной установкой калибра 12,7-мм с боезапасом в 400 патронов / Фото: pushnews.ru

На ПТС-4 технически предусмотрена установка навесного экранирования ходовой части. Машина может широко применяться в морских десантных операциях. На ПТС-4 применили два водооткачивающих насоса производительностью в 400 и 800 л/мин, соответственно. Применена специальная защита остекления, герметизированный тент, обогреватели, удлинители выхлопа и гирополукомпас. Машина имеет достаточный запас плавучести, чтобы применяться при волнении до 5 баллов. [15]

На транспортёре увеличили, по отношению к прежним машинам, угол крена до 25 град., а угол преодоления подъёма/спуска – до 32 градусов.




В грузовом отсеке, под тентом, можно перевозить десант из 72 человек с полной экипировкой либо 12 раненых на носилках. При снятом тенте можно переправлять одно орудие калибром до 152-мм, один автомобиль типа Урал-4320 или два легковых и, равных по габаритам УАЗ, автомобиля.

На ПТС-4 гребные винты установлены не в туннелях, а в специальных направляющих насадках, которые установили за кормой корпуса. Водяные рули, стоящие за винтами, выполнены перовыми и сдвоенными. Благодаря этому удалось существенно повысить управляемость машиной на плаву.




На ПТС-4 гребные винты установлены не в туннелях, а в специальных направляющих насадках, которые установили за кормой корпуса / Фото: topwar.ru


Радиус циркуляции при помощи рулей составляет около 80 метров, а при работе винтов «враздрай» - примерно 20 метров. Для движения на суше винты поднимаются и при помощи гидравлики прижимаются к заднему борту. При опускании и подъёме заднего борта движительно-рулевой комплекс перемещается вместе с бортом.

Задний борт оборудован двумя аппарелями.

Тактико-технические характеристики

Классификация      плавающий        
Боевая масса, т
33,145
Годы разработки
2009 -2011
Годы выпуска
с 2014 (по плану)
Длина, м
8,28
Ширина, м
3,3
Грузоподъёмность на воде и подходах к воде, т
18
Максимальная скорость, км/ч:по шоссе - 60;
на воде - 15
Тип двигателя В-84
Мощность двигателя, л.с.  840
Вооружение: 
пулемёт 1Х12,7-мм;
боезапас, патронов 400
Мореходность, баллов волнения  5

ПТС-4 предназначен для оснащения инженерно-сапёрных батальонов бригад и дивизий ВС РФ.


Вывод: амфибия обладает уникальными возможностями и способна применяться в морских десантных операциях, ПТС-4 обеспечивает возможность преодолевать все реки Евразии круглогодично.

Кроме рассмотренных плавающих гусеничных транспортёров инженерные войска оснащались гусеничными самоходными паромами.

0-10а.jpg

Паром состоит из двух полупаромов (двух машин). Машины различаются между собой. Одна из них правая, другая левая. Разница между машинами состоит в том, что у правой машины лодка откидывается вправо, а стыковочное устройство находится на левом борту; у левой машины наоборот / Фото: zonwar.ru


ГСП (он же «изделие 55») – гусеничный самоходный паром, [16] предназначался для паромной переправы средних и тяжёлых танков, самоходных артиллерийских установок и средних танков с минными тралами при преодолении войсками водных преград. Предельное значение скорости течения реки, по инструкции, было указано – 2,5 м/сек. Но из опыта применения ГСП в Дальневосточном военном округе следует, что паром успешно применялся при скорости течения до 3,8 м/сек.




Идея создания подобного парома появилась у начальника 9-го отдела НИИИ СВ Анатолия Фёдоровича Кравцова, он в 1946 году предложил проект. Разработка парома была начата в 1948 году и окончена в 1956 году уже на Крюковском Вагоностроительном заводе. Машину приняли на вооружение СА приказом МО СССР от 4 марта 1957 года. На Крюковском заводе паром выпускали по 1979 год, затем производство передали НПО «Волгограднефтемашу». ГСП сняли с вооружения приказом МО РФ №725 от 31 марта 2012 года.




По конструкции паром состоял из двух полупаромов (правого и левого). Полупаромы состояли из машины и сложенной на ней лодки, перевёрнутой вверх дном. Лодка при развёртывании парома открывалась (опускалась сбоку корпуса – ведущего звена парома) гидравликой. Затем полупаромы, стоящие против течения реки, состыковывались. Ведущее звено оснащалось двигателем В6К мощностью в 240 л.с., трансмиссией, сухопутным гусеничным движителем и водоходным движителем, состоящим из гребных винтов и перовых рулей, расположенных в туннеле. Гребные винты применили подобные как на К-61, винты применялись диаметром 600 мм.

0-11а.jpg

Развертывание ГСП / Фото: zonwar.ru


На ведущем звене имелись водооткачивающие насосы общей производительности в 800 л/мин. Один из них откачивал воду из корпуса, а второй из лодки. Лодка заполнялась плитами из пенопласта, что исключало затопление полупарома при полученных пробоинах и заглохшем двигателе. Допускалась возможность отсоединения гибкого рукава водооткачки от лодки и применения его для откачки воды из корпуса вторым насосом.

На каждой из половин парома устанавливали гирополукомпас, радиостанцию Р-113 и переговорное устройство, имелось по два прибора ночного видения ПНВ-57Е.

0-12а (2).jpg

Перевозка бронетехники / Фото: zonwar.ru

Общая грузоподъёмность парома составляла 52 тонны, что обеспечивало возможность переправлять через реки все типы танков. Максимальная скорость на плаву достигала 10,6 км/ч. С сожалением следует отметить, что подобных амфибий, имеющих такую грузоподъёмность, по данным открытых источников, на настоящее время в России не разрабатывается.

0-13а-1.jpg

Перевозка автомобиля / Фото: zonwar.ru


На настоящий период времени несколько предприятий занимается разработкой и строительством широкого спектра гусеничной автомобильной техники.[17]. Многие из этих предприятий производят снегоболотоходы, в том числе и хорошо известные ещё полвека назад машины.

0-01.jpg

ГТ-Т в Музее военной техники «Боевая слава Урала» / Фото: ru.wikipedia.org


К ним можно отнести хорошо зарекомендовавшую себя машину ГТ-Т (снегоболотоходный гусеничный транспортёр-тягач тяжёлый, прослуживший в Советской Армии до развала СССР), выпускающийся с 1961 года «Рубцовским филиалом «УралВагонЗавода». Его сегодняшняя модификация – ГТ-ТМ.

0-02.jpg

Гусеничный тяжелый транспортер-тягач ГТ-Т / Изображение: www.skarn.ru


Но при строительстве современных ВС РФ представляется необходимым уделить внимание на амфибии, имеющие хотя бы какое-то бронирование и способные перевозить грузы. сопоставимые с автомобилями транспорта подвоза, и являющиеся базой для монтажа вооружения и военной техники.





Определённый интерес с точки зрения создания для армии гусеничных амфибий, относящихся к ведению автомобильной службы, в первую очередь, могут представить машины Заволжского завода гусеничных тягачей, входящего в компанию «РМ-Терекс» корпорации «Русские машины»; а так же машины, выпускаемые ОАО «Муромтепловоз» и Рубцовским филиалом НПК «УралВагонЗавод» имени Ф.Э. Дзержинского и машины АО «Машиностроительная компания «Витязь».

Автором ещё в 2014 году давался обзор этих машин в статье «Некоторые вопросы по оснащению российской армии автомобильной техникой и укомплектованию войск подразделениями технического обеспечения (окончание)».[18].

Наибольший интерес для армии из машин, выпускаемых заволжским заводом ЗЗГТ, представляют ГТ-МУ (ГАЗ-3402) – гусеничный малогабаритный бронированный транспортёр-тягач снегоболотоход (заводское обозначение ГАЗ-73), созданный на базе ГТ-СМ (ГАЗ-71).

0-03.jpg

Тягач ГТ-МУ / Фото: r93.ru


Машина имеет легкобранированный герметичный корпус. Оснащается дизельным двигателем ГАЗ-5441.10, созданным в своё время и подаренным для СССР дизелем воздушного охлаждения фирмы Хумбольд Дойтц мощностью в 173 л.с.

0-04.jpg

Дизельный двигатель Газ 3309 5441 / Фото: tradepages5.ru


На машине имеется водоотливной насос с электроприводом.

В качестве водоходного движителя применяется сухопутный гусеничный движитель, выполненный по типу: опущенное направляющее колесо.[19]. При такой схеме машина практически не способна уверенно двигаться задним ходом, что – маловажно для условий тундры.

Машина может перевозить десант из 10-11 человек и предназначена для авиатранспортирования.





С целью повышения эффективности движителя на плаву на брызговики и крылья машины в передней и задней частях гусеничного обвода одеваются гидродинамические щитки. При этом условии скорость движения на стоячей воде, например – небольшое озеро или болото, достигает 5-6 км/ч.

Поворот машины на плаву осуществляется за счёт уменьшения скорости вращения одной из гусеничных лент рычагом управления машиной с рабочего места механика-водителя.

Но необходимо понимать, что амфибия не сможет выйти из воды на подмытый берег реки с глубоким дном, когда из-за недостаточной осадки гусеничные ленты ещё не касаются дна, а берег образует что-то наподобии порожка. В данном случае, когда сцепление машины с грунтом берега ничтожно мало, а другого типа движителя на ней нет, машина будет просто утыкаться в берег. Выход амфибии можно гарантировать, если берег является пологим (представлен типом «пляж»).

Вывод: амфибия способна преодолевать все равнинные реки после спада половодья и малые равнинные реки в период половодья, полугорные реки для неё не доступны.

К другим представляющим для армии интерес машинам этого предприятия можно, в какой-то мере, отнести двухзвенные снегоболотоходные амфибии ГАЗ-3344 и ГАЗ-3351. Но эти машины по своим водоходным свойствам уступают ГТ-МУ. Их скорости на спокойной воде составляют, соответственно, 5 и 4 км/ч.




Но данные амфибии имеют заднее толкающее звено, что обеспечивает возможность выхода на берег.





Поэтому для применения в армии их водоходные свойства следует повысить, хотя бы за счёт введения в конструкцию ходовой части гидродинамических решеток и щитков.




Далее в этой статье необходимо остановиться на рассмотрении водоходных качеств машин семейства МТ-ЛБ.

В уже указанной выше статье мы рассмотрели историю создания и конструкцию машин данного семейства.

Следует напомнить, что амфибии, по своему предназначению, делятся на машины с обычной ходовой частью (с шестью опорными катками) и удлинённые (семикатковые). Первые машины многоцелевые транспортёры-тягачи лёгкие бронированные были приняты на вооружение в 1964 году и выпускались на ХТЗ (Харьков).





За свою более чем 50-и летнюю историю на базе МТ-ЛБ разработано около сотни различных модификаций, начиная от БТР и до современных боевых комплексов. В настоящее время предприятием ОАО «Муромтепловоз» выпускается модернизированная машина – базовая модель МТ-ЛБМ (Объект 6М), и только у этой модели существуют для армии 13 модификаций, отличающихся вооружением.




Модернизированная машина – базовая модель МТ-ЛБМ на учениях / Фото: topwar.ru


На машинах МТ-ЛБ в качестве силовой установки применён дизельный двигатель ЯМЗ-238В, имеющий мощность 240 л.с.

0-0-1а.jpg

Дизельный двигатель ЯМЗ-238В / Фото: propokupki.ru


Основным отличием машин МТ-ЛБ является наличие в конструкции трансмиссии двухпоточного механизма передач и поворота. К достоинству следует отнести возможность вхождения машины в поворот без дополнительных затрат мощности и совершение беззаносного поворота по радиусам, пропорциональным скорости движения. Вторым достоинством является возможность совершения поворота вокруг центра машины (радиус поворота равен ½ ширины машины). МТ-ЛБ поворачивает на месте в сторону гусеницы, имеющей большее сопротивление, при выключенной передаче, но при включении рычагом управления замедленной передачи в МП. Этим можно улучшить управляемость машиной. Но это может быть и травмоопасно, когда механик-водитель случайно задевает рычаги управления, например, лямками снаряжения.

0-0-1.jpg

Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ) / Фото:btvt.narod.ru

0-0-2.jpg

Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла» / Фото: btvt.narod.ru

0-0-3.jpg

Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА) / Фото: btvt.narod.ru


Следует заметить, что, начиная с модификации МТ-ЛБМ (Объект 6М1), на машине применили новый двигатель ЯМЗ-238БЛ-1 мощностью в 300-310 л.с. и механическую трансмиссию с гидрообъёмными механизмами поворота.

Для упрощения управлением машиной, начиная с этой модификации, вместо рычагов применили штурвал. Теперь механику-водителю приходится затрачивать на управление значительно меньшие усилия.

0-0-4.jpg

МТ-ЛБ с устройством для самоокапывания на позиции боевого охранения. Чечня, май 2000 г. / Фото: topwar.ru

0-0-5.jpg

Одна из командно-штабных машин управления 42 мсд в развернутом, «рабочем» виде. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г. . / Фото: topwar.ru

0-0-6.jpg


МТ-ЛБ санитарной роты 71 мсп 42 мсд. Чечня, июль 2000 г. . / Фото: topwar.ru

0-0-7.jpg


Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г. / Фото: topwar.ru

0-0-8.jpg

Машина управления артиллерии 1В14М. Вооружена пулеметом ПКМБ. На бортах закреплены круглые дымовые шашки, очень похожие на мины. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г. / Фото: topwar.ru

0-0-9.jpg


МТ-ЛБМ 6МБ с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ в парке воинской части 42 мcд. Чечня, Ханкала, май 2000 г. / Фото: topwar.ru

0-0-11.jpg

МТ-ЛБ с модулем вооружения "Штурм" (МТ-ЛБМШ) / Фото: topwar.ru


Машина МТ-ЛБУ появилась в результате разработки на базе МТ-ЛБ многоцелевого базового шасси, в котором изменения коснулись только бронекорпуса и ходовой части. Корпус – универсальный и предполагает монтаж различного оборудования.[20]. Основной производитель этой машины «Рубцовский филиал НПК «УралВагонЗавод».

На базе этой амфибии создаются различные КШМ и самоходные артиллерийские установки. Наиболее известны из них: 2С-1 «Гвоздика», принятая на вооружение в 1971 году, и САО 2С-34 «Хоста», выпуск которой начался на Мотовилиховском заводе (г. Пермь) в 2003 году.




Все машины семейства МТ-ЛБ имеют герметичный легкобронированный и водоизмещающий корпус.

Для откачки из бронекорпуса попавшей забортной воды на амфибии предусмотрен вихревой двухсекционный водооткачивающий насос. Производительность каждой секции насоса – не менее 450 л/мин.[21].

Перед преодолением водной преграды в носовой части бронекорпуса поднимается и фиксируется волноотражающий щит, а в кормовой части, за гусеничным обводом опускаются и закрепляются гидродинамические решётки.

Управление машинами на воде подобно управлению ГТ-МУ. Машины способны развивать скорость на воде: МТ-ЛБ и модификации - 5-6 км/ч, МТ-ЛБУ – 4-5 км/ч.

Машина–амфибия семейства МТ-ЛБ обладает всеми недостатками, присущими ГТ-МУ, по своей водоходности. Для плавания машин по морю никакого дополнительного оборудования не предусмотрено.

Тактико-технические характеристики

Наименование     МТ-ЛБ
МТ-ЛБУ
2С-1   2С-34       
Классификация
БТР
БТР
Самоходн. гаубица
Самоходн. арт. орудие
Боевая масса, т  9,7-12,2  11,5+4(доп.об)  15,7  16,0
Длина корпуса, мм6399-6509
7210
7260
7260 7570(ствол)
Ширина корпуса, мм2820-2865
2850
2850
2850
Высота, мм
1835-1890
203527252827
Колея, мм
2500250025002500
Клиренс, мм
395-415400400400
Двигатель  ЯМЗ-238НЯМЗ-238НЯМЗ-238НЯМЗ-238Н
Мощность, л.с.
240300300300
Скорость по шоссе, км/ч  61,561,56060
Скорость на воде, км/ч5-64-54,54,5
Удельн. давление, кГ/кв.
0,45
0,485
0,492
0,492


Выводы: семейство машин МТ-ЛБ способно преодолевать малые равнинные реки Евразии круглогодично, большие реки – только после спада половодья (в местах, где берег – пологий); полугорные реки этими машинами преодолевать невозможно; на море машины не способны передвигаться вплавь.)

Далее необходимо отдельно остановиться на амфибиях ОАО «Машиностроительная компания «Витязь». Предприятие производит двухзвенные вездеходы грузоподъёмностью от 3 до 30 тонн и выпускает более 18 модификаций снегоболотохода – машин для нужд Министерства обороны. Вездеходы имеют высокие показатели проходимости и маневренности в особо тяжёлых дорожно-климатических условиях.

История создания этих машин уходит в начало 80-х годов прошлого века. Семейство «Витязь» разрабатывалось по заданию МО СССР творческим коллективом, вобравшим в себя сотрудников 21 НИИИ МО, НИИ двигателей, ВНИИТрансмаш, Рубцовского машиностроительного завода и Ишимбайского завода транспортного машиностроения. Серийное производство машин семейства с 1982 по 1986 годы освоено предприятием, имеющим современное название – ОАО «МК «Витязь». Об этих замечательных машинах упоминалось в ранее отмеченной статье Черкашина. Об особенностях ходовой части машин читатели имели возможность узнать в статье Анатолия Черкашина «Основные направления повышения надёжности движителя транспортного средства, оригинальные движители (часть2, окончание)».

Новинкой, уже российского периода истории, предприятия является транспортёр легкой категории ДТ-3ПМ.

0-0-5а.jpg




Арктический гусеничный транспортер ДТ-3ПМ / Фото: military-informant.com


Российская армия планирует принять на вооружение, в связи с созданием воинских формирований для защиты интересов Отечества в Арктике и районах Крайнего Севера, целого модельного ряда этих машин.[22].




Он должен включать в себя бронированный вариант для размещения мотострелкового отделения ДТ-3ПМ, небронированную транспортную машину ДТ-4П и специальное шасси под монтаж вооружения.

0-0-8а.jpg

Небронированная транспортная машина ДТ-4П / Фото: bmpd.livejournal.com


О тактико-технических характеристиках этих машин рассказал 14 сентября 2015 года Вестник Мордовии.[23].

Тактико-техническая характеристика ДТ-3ПМ

Классификация       транспортёр        
Масса в снаряжённом состоянии, т
до 11
Грузоподъёмность, т  3
Число мест в кабине первого звена, чел5
Число мест во втором звене, чел12
Двигатель
дизель, мощность 240 л.с.
Трансмиссия  гидромеханическая
Максимальная скорость, км/ч:
по суше - до 50;
на плаву - до 6
Габариты (длина, ширина, высота), м  9/ 2,3/ 2,6
Клиренс, мм
400-450*
Максимальный угол подъёма и спуска, градусов
35
Максимальный угол крена, градусов
20
Удельное давление на грунт, кГ/кв.см.
0,16

Примечание: * в открытых источниках не указывается величина клиренса. Имеются только упоминания об уменьшенном до 400 мм клиренсе на страницах форума.

Машина должна иметь большой запас плавучести. Читатель его может определить довольно просто: из габаритов водоизмещающего корпуса определить объём машины в куб. метрах (вес 1 куб.м. равен 1 т) вычесть из него полную массу машины. В результате получится объём, выступающий над водой, то есть – ватерлиния. То, что выше её – запас плавучести. По этому запасу, выраженному в процентах выступающего из воды объёма, к общему объёму можно судить о мореходности. Она должна находиться в пределах, не менее 30-40%. Это значение уже является приемлемым для движения по волнам. Такие приблизительные расчёты для разведчика позволяют судить о мореходных качествах машины.

Следующими моделями являются машины ДТ-10П и ДТ-30П. Описание компоновки и движителей этих машин приведены в указанных выше источниках.

0-0-9а.jpg

ДТ-10П "Витязь" / Фото: templayno.ru


Эти уникальнейшие машины способны пройти в тех местах заболоченной тайги и тундры, куда можно добраться только на вертолёте. Машины создавались под руководством главного конструктора Константина Владимировича Осколкова (8 мая 1923-18 июля 2013 гг). Работу деда продолжает офицер ВС РФ Денис Винников.



На этих машинах, которые и амфибиями, по большому счёту, назвать нельзя, перемещаются по непролазным болотам и топям, по которым вряд ли когда могла ступить нога человека. Правильнее поэтому говорить болотоходы. Любая обычная амфибия в таких местах не только не пройдёт, а, скорее всего, утонет (трясина засасывает).

0-0-10а.jpg

Уникальный двухзвенный вездеход ДТ 30П / Фото: promplace.ru


Это и явилось основанием применить на указанных машинах в качестве водоходного движителя гусеничный сухопутный движитель. Винты и водомёты в этих условиях не работают. Однако в википедии отмечается [24], что: «скорость движения на воде 4 км/ч (с установленным гребным винтом – до 15 км/ч)», то есть такая комплектация предусматривалась. Повороты машины на воде, как и на суше, осуществляются за счёт складывания звеньев.





О разработанных для этих машин системах водооткачки в открытых источниках данных не имеется. Известно только, что в каждом звене имеется по одному водооткачивающему насосу.

Также следует отметить, что машины ДТ-10П и ДТ-30П прошли модернизацию. Новые машины получили обозначения ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ – семейство «Вездесущий». Эти машины приняты на снабжение ВС РФ в 2003 году.[25]. На этих снегоболотоходах применили новые двигатели ЯМЗ-847.10 мощностью в 800 л.с., в коническом редукторе изменили передаточное число, что позволило повысить скорости движения на суше до 45 км/ч и до 6 км/ч – на воде.

0-0-11а.jpg

Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-10ПМ / Фото: otvaga2004.ru


На модернизированных образцах применили локальную защиту от пуль и осколков, новую автоматическую систему ППО. Удельное давление на грунт составило 0,22 кг/ кв. см.

0-0-12а.jpg

Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ / Фото: bastion-karpenko.ru


Все машины семейств «Витязь» и «Вездесущий» оснащены передними лебёдками самовытаскивания. Данных о тяговом усилии и длине троса в открытых источниках не имеется. На базе этих машин в настоящее время ведутся работы по созданию новейшего высокопроходимого бронетранспортёра «Арктика». О его создании рассказал заместитель главы «Уралвагонзавода» по спецтехнике Вячеслав Халитов.[26].





Создание новейшего высокопроходимого бронетранспортёра «Арктика» / Фото: http://nnm.me


На ДТ-БТР планируется установить боевой модуль с 30-мм пушкой, со спаренным пулемётом калибра 7,62-мм и ПТРК «Корнет». На крыше второго звена помимо люков для десанта планируется установить комплекс активной защиты.

Анализ представленной фотографии позволяет заключить, что БТР создаётся на базе ДТ-10ПМ. Указывается, что боевая масса БТР составит около 25 тонн, БТР способен буксировать прицеп массой до 7 тонн. Пассажировместимость машины – 12 человек (3 – в первом звене и 9 – во втором звене). Ожидаемые скорости: по суше – 30 км/ч, по воде – 6 км/ч.

Кроме работ над созданием БТР, из источников вытекает, что на «УралВагонЗаводе» рассматривается возможность создания на базе ДТ-30ПМ танка и комплекса ПВО – два в одном.[27].

Тактико-технические характеристики

Наименование
ДТ-10П     ПДТ-30П   
Годы освоения  1982-86
1982-86
Классификация  амфибия  амфибия
Боевая масса, т  21,0 29
Грузоподъёмность, т
10
30
Модель двигателя
В-46-5*
В-46-5*
Мощность, л.с.
710 (800)*
710 (800)*
Максимальная скорость на суше, км/ч
37 (45)*
37 (45)*
Максимальная скорость на воде, км/ч  5-6  5*
Удельное давление, кГ/ кв. см.
0,22
0,3
Клиренс, мм
350
350
Мореходность  есть, удовлетворительная при волнении до 2 баллов.  есть, удовлетворительная при волнении до 2 баллов.

Примечание: * Значения показателей относятся к модификациям ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ, принятым на снабжение войск в 2003 году.


Выводы:
  1. Новые амфибийные гусеничные машины, создаваемые для автомобильной службы ВС РФ в постсоветский период истории, не разрабатывались.
  2. Двухзвенные гусеничные снегоболотоходы проходили модернизацию. Однако она не повлияла на улучшение водоходных свойств машин. Их водоходные движители не совершенствовались.
  3. Все гусеничные амфибии, стоящие на снабжении ВС РФ по автомобильной службе, способны преодолевать малые равнинные реки Евразии круглогодично, а большие реки только в период спада половодья. Полугорные реки для этих машин не доступны.

Автор статьи Анатолий Черкашин, кандидат военных наук.

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Автор Vinogradskaya . Статья «Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941-1942 годов» 

2. Автор Михаил Фещук. Статья «Мост дружбы через Амударью: как это было. Из истории 16 отдельного понтонно – мостового полка».

3. Авторы Владимир Жабров и Алексей Степанов. Статья «Инженерные переправочно-десантные средства СССР и России».

4. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.

5. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии. 

6. Автор Юрий Веремеев. Статья «Инженерная техника Советской Армии (шестидесятые-семидесятые годы)».

7. Материалы сайта издания «Электронная библиотека».

8. Материалы сайта army.armor.

9. Статья «Плавающий гусеничный транспортёр средний ПТС-М (ПТС-2, ПТС-3) Floating crawler transporter average PTS-M (PTS-2, PTS-3)».

10. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.

11. Материалы сайта www.plam.ru.

12. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии. 

13. Сообщение ИА «ИНТЕРФАКС».

14. Публикация ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ».

15. Статья в издании Военное обозрение «Плавающий транспортёр ПТС-4 – один из лучших в своём классе» от 27.08.2015 г.

16. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.

17. Статья Д. Вишневского «И без дорог везде пройдёт. Обзор рынка российских снегоболотоходов» в издании Основные средства от марта 2016 года.

18. Анатолий Черкашин, статья «Некоторые вопросы по оснащению российской армии автомобильной техникой и укомплектованию войск подразделениями технического обеспечения (окончание)»

19. Анатолий Черкашин, статья «Основные направления повышения надёжности движителя транспортного средства, оригинальные движители (часть 2, окончание)» в издании Информационного агентства Оружие России от 07.06.16 года.

20. Материалы сайта вездеход-снегоболотоход.рф .

21. Материалы сайта www.russianarms.ru «МТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягач».

22.Материалы сайта Издания «Основные средства».

23. Сайт издания «Военное обозрение», статья «Бронированный транспортёр ДТ3ПМ на нижнетагильской выставке».

24. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.

25. Материалы сайта издания «Военно-технический сборник «Бастион»».

26. Материалы сайта nnm.me «Новейший бронетранспортёр «Арктика».

27. Материалы сайта bf-club.ru «Российский полярный танк "Вездесущий" на базе ДТ-30П».

Теги: Гусеничный транспортёр, плавающий транспортёр, гусеничный самоходный паром; транспортёр-тягач, снегоболотоход, удлинённое шасси, движитель; водоходные свойства, мореходность

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).