Блоги / Техника и вооружение

5:03 / 14.04.16
Некоторые вопросы по оснащению российской армии автомобильной техникой и укомплектованию войск подразделениями технического обеспечения (окончание)

Далее предлагается перейти к анализу марочного состава гусеничной автомобильной техники, производимой и планируемой к производству для ВС РФ.

Машины, производимые Заволжским заводом гусеничных тягачей «Корпорации «Русские машины».

Конструкторским бюро (КБ) ГАЗ разработан гусеничный транспортёр-тягач снегоболотоходный модернизированный (ГТ-СМ-2Д) .

1.jpg



ГТ-СМ-1Д и ГТ-СМ-2Д - гусеничный транспортер-тягач / Фото: http://army.lv


Эта машина послужила базой для создания многоцелевого транспортёра-тягача бронированного с возможностью перевозки десанта 8-10 человек (ГТ-МУ-1Д) . Машина оснащена бензиновым двигателем, плавающая, авиатранспортабельная. Серийно выпускается с 1973 года.

Заводом так же выпускаются двухзвенные машины ГАЗ-3344 и ГАЗ-3351. Эти машины снегоболотоходные, плавающие и предназначены для применения в коммерческих организациях. Их стоимость составляет 6,5 и 7,5 млн рублей соответственно.




Далее предлагается рассмотреть машины, выпускаемые ОАО «Муромтепловоз» и рубцовским филиалом ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского. () Эти предприятия производят и модернизируют семейство многоцелевых транспортёров-тягачей лёгких бронированных (МТ-ЛБ).

Soviet_MT-LB.JPEG

Многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный - МТ-ЛБ / Фото: dic.academic.ru


Первые из этих машин были приняты на вооружение ещё в 1964 году и производились ХТЗ в городе Харькове. В последующем к их производству подключили Рубцовский завод. На основе МТ-ЛБ там выпускали снегоболотоходы МТ-ЛБВ.




Удлинённые, семикатковые, бронированные машины МТ-ЛБу выпускаются как базовые шасси в ОАО "Муромтепловоз".

В ОАО «Муромтепловоз» МТ-ЛБ модернизировали и поставили на него вооружение: пулемёт ПКТМ, пушку 2А72/30/, гранатомёт АГ-13/30/ и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Эту машину можно применять на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке в качестве альтернативы арктической боевой машины пехоты (АБМП) разработанной в 2013 году.

1436882221_toros-4.jpg

МТ-ЛБ модернизировали и поставили на него вооружение: пулемёт ПКТМ, пушку 2А72/30/, гранатомёт АГ-13/30/ и двухплоскостной стабилизатор вооружени / Фото: topwar.ru


Артиллерийская установка 2С-1 принята на вооружение в 1971 году. Она разработана Опытным конструкторским бюро (ОКБ-9) «Уралмаш». В качестве недостатка отмечается отсутствие бортовой радиостанции.

Дальнейшую модернизацию артиллерийская установка получила при разработке самоходного артиллерийского орудия (САО) «Хоста» - 2С-34, на мотовилиховском заводе в городе Перми. Выпуск САО начался в 2003 году. База получила башню кругового вращения, пусковые установки (ПУ) дымовых гранат, в машине появилась бортовая радиостанция.

htmlimage.gif

САО «Хоста» - 2С-34 / Фото: docviewer.yandex.ru


Известно, что основным предназначением армейских машин многоцелевого назначения является перевозка военных грузов.

Следовательно, необходимо рассмотреть машины, способные перевозить объёмы материальных запасов частей и соединений без увеличения численности парка машин по сравнению с частями и соединениями, в которых для этих целей применяются колёсные машины. При этом весьма желательно, что бы стоимость гусеничных машин была сопоставима со стоимостью колёсной техники.

Такие машины в России разработаны и производятся. К ним следует отнести сочленённые, а именно, двухзвенные машины.

На Рубцовском машиностроительном заводе разработаны и производились двухзвенные машины снегоболотоходы плавающие ДТ-10П и ДТ-30П . Их грузоподъёмность на суше и на воде составляет соответственно 10 и 30 тонн.





В настоящее время вышеуказанные машины производятся ОАО «Ишимбайский машиностроительный завод». Эти машины оснащаются дизельными двигателями В-46 и гидромеханическими трансмиссиями. Имеются модификации ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ, на которых применяются дизельные двигатели ЯМЗ-238БВ.

Розничная цена машин у дилера - ООО «Гиртек» составляет: МТ-ЛБ и его модификации начиная от 2178 тыс рублей, ДТ-10П и ДТ-30П – 4375 тыс. и 7280 тыс. рублей соответственно . Из чего следует, что указанные машины по своим ценовым характеристикам весьма близки к автомобилям многоцелевого назначения и могут быть рекомендованы к применению в ВС РФ в Арктике и на Дальнем Востоке.

Выводы из анализа марочного состава армейских машин многоцелевого назначения:

Первое. Генерал-полковник Олег Салюков - Главнокомандующий Сухопутными Войсками объявил: «… что до 2020 года войска будут на 70% укомплектованы современным вооружением… Будут закуплены около 14 тыс. военных автомобилей».

Второе. Типаж автомобильной техники, утверждённый до 2020 года, должен неукоснительно выполняться. Однако, в непростых международных военно-политической и экономической обстановках, не следует сбрасывать со счетов хорошо зарекомендовавшие себя семейства автомобилей «Мотовоз» и «Мустанг».

Третье. Слабым звеном автопрома является отсутствие разветвлённой промышленной базы моторного производства.

Четвёртое. На запланированном к производству автомобиле «Скорпион2М» предусмотрено применение дизельного двигателя 0501 ADCR. ЗАО «Защита» следует, в порядке импортозамещения, подобрать, другой двигатель.

Впроцессе повседневной деятельности войск и в ходе ведения ими боевых действий неизбежны повреждения и поломки автомобильной техники. Поэтому одной из задач, стоящих перед ГАБТУ МО РФ, является выполнение эвакуации и ремонта машин.

В современных ВС РФ действует Руководство о порядке использования автомобильной техники в Вооружённых Силах Российской Федерации в мирное время . В указанном Руководстве вопросы эвакуации и ремонта не рассматриваются.

Однако, в ходе проведения военной реформы руководящим составом Министерства обороны в 2013 году была одобрена концепция обеспечения полного жизненного цикла изделий вооружения и военной техники (ВВТ), в соответствии с которой при создании ВВТ с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) планируется заключать контракты на полный жизненный цикл поставляемых образцов ВВТ от разработки до утилизации.

Указанная концепция выглядит весьма заманчиво для ВС.

Но в данной концепции в недостаточной степени проработаны ряд организационно-мобилизационных вопросов, не предусматриваются вопросы ремонта ВВТ выпускаемой дружественными и союзными странами, вопросы создания для командующих на направлениях и ТВД резервов ВВТ; постановки на вооружение войскам и ремонта трофейной техники.

В связи с выше отмеченным предполагается рассмотреть вопросы, связанные с эвакуацией и ремонтом автомобильной техники с учётом опыта проведения антитеррористической операции (АТО) на Украине и боевых действий Советской Армией в Афганистане.

АТО на Украине изначально проводилась войсками 8 армейского корпуса.

Проведение операции началось в конце апреля – начале мая 2014 года, перед выборами Президента Украины. Активная фаза боевых действий закончилась 6 сентября, когда после подписания 5 сентября 2014 года Минского соглашения, ополченцы ввели режим прекращения огня.

Начало операции силами АТО проходило в весьма благоприятных, для правительственных сил, условиях.

При оставлении Славянска и Краматорска насчитывалось всего около 1000 ополченцев, перемещавшихся на 50 объектах автобронетанковой техники.

Но уже в августе, когда ополчение начало контрнаступление, в его рядах насчитывались 3 пехотные бригады и отдельный добровольческий полк.

Подобное стало возможным благодаря тому, что ополченцы организовали сбор, эвакуацию и восстановление трофейных вооружения и техники и принимали их на укомплектование своих сил.

22 сентября 2014 года Президент Порошенко в выступлении перед представителями украинских СМИ заявил, что потери вооружения и техники достигли 65% . Следовательно, среднесуточные потери составили за время проведения активной фазы АТО менее 0,5 % в сутки. При таких незначительных потерях украинская армия потеряла боеспособность.

Из-за отсутствия ремонтных органов батальоны, действовавшие на отдельных направлениях, не могли эвакуировать и восстанавливать вооружение и технику и тем самым способствовали вооружению ополченцев.

Отсюда следует вывод о необходимости восстанавливать вооружение и технику в ходе боёв силами действующих частей и соединений.

Так же известно, что за всё время проведения операции в Афганистане потери советских войск по автомобилям и средствам подвижности вооружения составили 5775 единиц , примерно до двух единиц в сутки. Такие незначительные потери объясняются грамотной организацией эвакуации и ремонта.

Это подтверждает правоту Министра обороны генерала армии С. Шойгу, когда он решил приступить к воссозданию тыловых и ремонтно-эвакуационных органов в частях и соединениях ВС РФ.

При этом следует понимать необходимость исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 и поручения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2012 года № РД-П7-3277 , в которых указывается, что для правильной и безаварийной эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) необходимо создать центры подготовки специалистов Вооружённых Сил на базе предприятий производителей ВВСТ. Очевидно, что, предприятиям необходимо дать заказ на разработку технологического процесса обслуживания и ремонта ВВСТ Эти мероприятия представляется целесообразным проводить под контролем военных представителей Министерства Обороны.

Очевидно, что создаваемые ремонтно-эвакуационные органы должны соответствовать новым тенденциям ведения войны. Части и соединения СВ РФ должны быть высоко маневренными, хорошо защищёнными, обладать высокой огневой и ударной мощью и быть способными действовать на отдельных направлениях.

В таких условиях ремонтно-эвакуационные органы частей и соединений СВ РФ не должны отличаться по параметрам проходимости, маневренности и защищённости от обслуживаемых ими войск.() В тактических подразделениях типа «батальон» предлагается предусмотреть отделения технического обслуживания автомобильной техники (отоАТ), оснащённые ремонтно-эвакуационной машиной колёсной лёгкой (РЭМ-КЛ) на шасси Урал-532362-1012 (8х8).

0-1.gif

РЭМ-КЛ на шасси Урал-532362-1012 (8х8) / Фото: docviewer.yandex.ru


Такие же отделения следует иметь в ротах материального обеспечения, в авторотах; в батальонах связи и в батальонах РХБЗ, а также в дивизионах: ракетном, реактивном и оснащённом 2С-1.() В дивизионах, вооружённых САО 2С-34 в отоАТ целесообразно применять ремонтную машину гусеничную (РМ-Г), выпускаемую в ОАО НПК «Уралвагонзавод».

htmlimage.gif

РМ-Г, выпускаемая в ОАО НПК «Уралвагонзавод» / Фото: docviewer.yandex.ru


В составе танковых (мотострелковых) бригад, в их ремонтных ротах необходим ремонтный взвод автомобильной техники (ремвАТ), который следует оснастить мастерской типа ПАРМ-1АМ1. Такие же ремвАТ целесообразны в отдельных батальонах материального обеспечения вновь создаваемых дивизий, для автотранспортных батальонов, для ракетных частей СВ РФ, для инженерно-сапёрных батальонов и для полков: реактивного, артиллерийского и связи.

a60d440a134bb206a928a79475a7ef3e.jpg

Мобильные ремонтные комплексы ПАРМ-1АМ1 / Фото: 77rus.smugmug.com


В составе орвб вновь создаваемых дивизий необходимы ремрАТ, которые следует оснащать мастерскими типа ПАРМ-3М1 модернизированными с учётом изменения марочного состава машин частей и соединений.

Все устаревшие колёсные эвакуационные тягачи лёгкие (КЭТ-Л) на шасси Урал-4320 необходимо заменить более совершенными, способными эвакуировать современную автомобильную технику.

На операционных направлениях необходимы отдельные ремонтно-восстановительные батальоны машин и агрегатов автомобильной техники (орвбмаАТ). Аналогом такого батальона был орвбмаАТ 40 армии, действовавшей в Афганистане. При этих батальонах следует иметь обменные пункты агрегатов (ОПА).

Для нормальной работы ремонтных органов в боевой обстановке следует предусмотреть возимые комплекты автомобильного имущества.

Учитывая, что только одно предприятие занимается производством двигателей для армейских машин, предстоит задуматься о создании отдельных ремонтных полков машин и агрегатов (орвпмаАТ) по одному в каждом военном округе, при этих полках должны быть созданы ОПА.

Представляется целесообразным материальную часть и призывной контингент для укомплектования орвбмаАТ и орвпмаАТ содержать в ОАО «Оборонсервис» и при заводах промышленности.

Для вновь формируемых частей, предназначенных действовать в арктических условиях, предусмотреть разработку комплектов мастерских на базе ДТ-10П, соответственно для батальонного и бригадного звеньев войск. При этом следует учесть возможность применения оборудования этих мастерских и для целей утилизации техники.

В Воздушно-десантных войсках следует применять бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМД) на базе гусеничного бронетранспортёра (БТРД) специально для обслуживания и ремонта десантируемой автомобильной техники.

Во флоте в составе тыловых баз флотов следует предусмотреть наличие ремрАТ для оборудования передовых тыловых баз флотов на случай перебазирования в ходе стратегических операций. Эти ремонтные роты способны восстанавливать не только автомобильную, но и бронетанковую технику ВМС.

В частях и соединениях Воздушно-космических сил России в полковом звене, представляется целесообразным, иметь ремвАТ, а в соединениях – ремрАТ.

В авиации в составе отдельного батальона аэродромно-технического обслуживания необходим ремвАТ с мастерской ПАРМ-1АМ1.

Из отмеченного выше вытекают выводы:

Первое. В условиях ведения боевых действий неминуемы боевые потери вооружений и военной техники.

Второе. В целях обеспечения боеспособности Армии и Флота необходимо своевременно эвакуировать и ремонтировать машины. Для этих целей важной задачей является создание системы ремонтно-эвакуационных органов войскового, оперативного звеньев технического обеспечения и ремонтных органов Центра.

Третье. В целях обеспечения нормального функционирования ремонтных органов необходимо разработать, опробовать и внедрить в войска возимые комплекты автомобильного имущества.


В заключении следует отменить, что автором предпринята попытка рассмотреть всего лишь некоторые вопросы автотехнического обеспечения войск.

Используемая литература:

1. Сайт http://army.lv/?id=71&s=253

2. Сайт http://army.lv/ru/gt-mu-1d/742/70

3. Сайт http://girtek.ru/teknika/gusi/gaz

4. Сайт http://topwar.ru/7933-sao-2s34-hosta.htm

5.Сайт http://gredx.ru/review/vityaz-dt-10

6. Сайт http://gredx/ru/review/vityaz-dt-10

7. ТВ канал Россия24. Программа от 01.09.14 года, сообщение РИА Новости.

8. Приказ Министра обороны РФ от 29 декабря 2004 года № 450 с изменениями от 1 сентября 2008 года.

9. Сайт https://ru.wikipedia/org/wiki/%/DO%92% Карта проведения АТО в Донецкой и Луганской обл.

10. Сайт ttp://www.dnrsvoboda.ru/svodka

11. ТВ канал Россия 24. Передача от 22.09.2014 года.

12. Глава 8 «Техническое и тыловое обеспечение».С 6, 7. Военно-исторический форум. Сайт vif2ne/ru

13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса».

14 Сайт http://karopka.ru/forum/forum193/topi

Теги: Автомобили, гусеничные машины, машины многоцелевого назначения, предприятия автомобильной промышленности, снегоболотоходы, театр военных действий, восстановление, ремонт, эвакуация машин, потери техники, вооружение, обеспечение, автомобильное имущество

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).